Метрополитен Хельсинки (Финляндия)

Метрополитен Хельсинки один из самых молодых в мире, эксплуатация его первого участка Камни — Пуотинхарью началась в 1982 г. Его рождение было вызвано серьезными транспортными трудностями, возникшими вследствие бурного роста населения города и расположения его центра на узком полуострове. В этих условиях надежную развязку пассажиропотоков, безопасную и удобную перевозку пассажиров мог обеспечить только метрополитен.

Прокладка линий в тоннелях под центром старого города позволяла сохранить уникальные здания, имеющие национальную и архитектурную ценность и не повредить окружающую природную среду. Согласованная работа пригородного железнодорожного движения и линий метрополитена изменила функциональную среду города, т. е. позволила часть учреждений и контор разместить в пригородных микрорайонах, что ускорило развитие жилых окраин города.

Проектирование метрополитена в Хельсинки началось еще в 50-е годы, однако решение о строительстве Совет городских уполномоченных смог принять только в 1969 г.

Длина первого участка составила 11,2 км, из них около 4 км в тоннеле. Движение по всему этому участку началось в 1984 г.

Таким образом, от начала проектирования до окончания строительства прошло более 30 лет. Это было вызвано трудностями в финансировании работ, которые полностью производились за счет городского муниципалитета.

Эксплуатируемый участок обслуживает жителей восточной части города. Большинство из них живут в районах, расположенных в 800 м от станций. Остальных жителей к станциям метро доставляют скоростные автобусы. Поезда следуют с интервалами 150-180 с в часы пик. Обычный интервал составляет 5-6 мин днем и 10 мин вечером.

Вблизи станций метро оборудованы автомобильные и велосипедные стоянки, что позволяет пассажирам доехать до станции индивидуальным транспортом.

Каждая станция построена по специальному проекту, имеет свои особенности. Для отделки применены материалы, обладающие прочностью, износоустойчивостью и не требующие постоянного ухода. Дорогостоящие отделочные материалы, такие как мрамор и гранит, применены в крайне ограниченных размерах. Все просто и недорого, перроны и вестибюли содержатся в чистоте и порядке. Станции расположены как в глубине, так и на поверхности. Например, главный вход станции Хаканиеми, расположенной в центре в районе рынка, ведет к платформам, построенным на глубине 20 м, а станция Хиихтьянтне построена на поверхности. Вестибюль для продажи билетов находится на одном уровне с землей, а посадочная платформа сооружена непосредственно под ним. Все станции оборудованы билетными автоматами, принимающими бумажные деньги.

На линиях эксплуатируются современные двухвагонные поезда, построенные на транспортном заводе фирмы Валмет. Два вагона поезда имеют 400 мест, в том числе 140 для сидения. В часы пик длина поездов увеличивается до трех пар, в которых могут перевозиться 1200 пассажиров. Техническая скорость вагонов — 90 км/ч, участковая — 42-43 км/ч. Электротехническое оборудование на вагоны поставляется фирмой Стрёмберг. Кузов вагона выполнен из алюминиевого сплава.

Управление движением осуществляется из единого центра. На пункте управления установлены следующие устройства:

  • система ЭВМ для обработки данных;
  • система контроля за работой устройств СЦБ и связи;
  • система контроля за работой участков с помощью телевидения;
  • специальное оборудование, контролирующее работу станций, не имеющих персонала и эскалаторов;
  • оборудование для управления поездами, следующими без машинистов.

Работой пункта управления участка руководит диспетчер, который наблюдает по мониторам с цветным изображением за автоматическим движением и при необходимости принимает управление на себя.

Электронно-вычислительные машины осуществляют необходимую обработку данных, а также производят:

сравнение теоретического и исполненного графика движения; информируют диспетчера о нарушениях графика и нумерации поездов; осуществляют автоматическую разработку порядка следования поездов; производят автоматическое управление указателями на станциях; позволяют вести наблюдение с помощью мониторов за работой технических устройств на станциях; осуществляют периодическое наблюдение за положением в вестибюлях и на перронах станций; руководят следованием поездов по участкам.