Год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции был вдвойне знаменательным для жителей столицы Азербайджана. В канун праздника 6 ноября 1967 г. они получили новый вид общественного транспорта — метрополитен.
В первоначальных вариантах генерального плана развития г. Баку строительство подземки предусматривалось еще в 1932 г.
Однако реализация этого плана стала возможной лишь после победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
В 1951 г. был утвержден технический проект первой очереди Бакинского метрополитена. С этого периода были начаты строительные работы. Трудились в три смены, с высоким темпом, с большим воодушевлением. Однако в сентябре 1953 г. строительство было временно прекращено. Работы возобновились лишь в 1960 г.
Строительство велось в особо сложных гидрогеологических условиях. Давление подземных вод в зоне проходки тоннеля местами превышало 4 кгс/см², грунт состоял из водоносного известняка с прослойками песка. Поэтому впервые в отечественном метростроении здесь применили комбинированный метод проходки тоннеля: кессонный способ в сочетании с глубинным водопонижением.
С первых дней строительства с бакинскими коллегами охотно делились своим опытом московские, ленинградские и киевские метростроевцы.
В сооружении метрополитена участвовало более 150 предприятий из 90 городов страны. Эта стройка была поистине всенародной. И здесь уместно вспомнить злободневно звучащие и по сей день слова С. М. Кирова: «Здесь в Баку, на этом огромном перекрестке дорог, ведущих во все уголки земного шара, на деле, в жизни, на практике сумели осуществить одно из величайших требований нашей программы — межнациональное братство».
Словом, строительство метрополитена в Баку явилось ярким проявлением торжества ленинской национальной политики, свидетельством высокого экономического развития нашей Родины, заботы Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства о трудящихся столицы солнечного Азербайджана.
21 июня 1967 г. В Баку по железной дороге прибыл необычный состав из 12 сине-голубых вагонов метро. За короткий срок была создана ремонтная база, началась подготовка специалистов. Параллельно велись строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. Все организации, принимавшие участие в подготовке метрополитена к пуску, в предпусковой период работали под девизом «Метро — юбилею», изо дня в день наращивая темпы работы. Строительству оказывали всемерную помощь партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации города и республики. В связи с завершением первой очереди метрополитена и вводом ее в эксплуатацию в канун празднования 50-летия Великого Октября бакинскому метрополитену было присвоено имя В. И. Ленина.
И, наконец, наступил момент испытания на прочность всего сооружения — пуск пробного поезда. Он состоялся 16 октября 1967 г. На каждой станции поезд встречали ликующие от радости строители и эксплуатационники. Обкатка продолжалась 20 дней. А 6 ноября 1967 г. На станции Бакы Советы состоялось торжественное открытие первого участка. На временной трибуне рядом с представителями ЦК КП Азербайджана, правительства республики, горкома и горисполкома — знатные строители и будущие эксплуатационники, гости из братских республик Закавказья.
Схема линий Бакинского метрополитена
В 10 часов 15 минут после торжественного гудка первый поезд с пассажирами отправился в путь. Так бакинцы за день до 50-летия Великого Октября получили новый современный вид общественного транспорта.
В последующие годы поэтапно были введены в эксплуатацию новые участки и станции. В апреле 1970 г. подарком метростроителей к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина явился пуск станции Улдуз и перегона протяженностью 1,5 км. В следующем году вступили в строй действующие станции Азизбеков, Аврора, Нефтчиляр на трассе протяженностью 5,3 км (рис. 5).
Открытие этих трех станций значительно улучшило транспортные связи нового большого жилого массива — поселка им. Губкина с центром. Последняя станция первой очереди Бакинского метрополитена Низами с прилегающим перегоном протяженностью 2,2 км была задействована 31 декабря 1976 г. В канун 60-летия Октябрьской революции.
Сегодня метрополитен столицы Азербайджана играет решающую роль в обеспечении общественным транспортом жителей и гостей города. Протяженность двух линий Бакинского метрополитена составляет 25,2 км. Ежедневно на метрополитен приходится более одной пятой всех пассажироперевозок города. В среднем за сутки голубые экспрессы доставляют к станциям назначения более 450 тыс. пассажиров.
Бакинцам трудно нынче представить свой город без метрополитена. Они порой не замечают ту или иную перемену на станциях. Им кажется, что этот комфортабельный транспортный конвейер не имеет права на остановку, на передышки и должен работать с точностью часового механизма. И они правы. Бакинские метрополитеновцы работают четко и надежно.