Тбилисский метрополитен

1 января 1966 г. гостеприимно раскрылись двери 6 станций метрополитена Тбилиси, первого в Закавказье, четвертого в Советском Союзе. Вступил в строй действующих участок первой очереди от станции Дидубе до станции Руставели. Линия протяженностью 6,3 км связала крупнейший промышленный Ленинский район города с центром. Через год, в дни празднования 50-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, введен в эксплуатацию второй участок первой очереди с тремя станциями: Площадь Ленина, 26 Комиссаров и 300 Арагвинцев. А 10 мая 1971 г. началось движение на третьем участке первой очереди с двумя станциями Исани и Самгори.

Таким образом столица Грузии получила добротное, мощное, технически оснащенное транспортное предприятие с уникальными сооружениями и устройствами (рис. 4).

Схема линий Тбилисского метрополитена

Метрополитен сразу завоевал популярность у тбилисцев за скорость, надежность, безопасность, высокую культуру обслуживания. И его развитие продолжалось. 15 сентября 1979 г. была введена в строй вторая очередь на участке площадь Вокзальная-2 — Делиси с пятью станциями.

Формирование коллектива Тбилисского метрополитена началось почти за год до начала эксплуатации. За короткий срок было подготовлено полторы тысячи машинистов, электромехаников эскалаторов, СЦБ и связи, тяговых и понизительных подстанций, путейцев, сантехников, движенцев и т. д. При подготовке использовался многолетний опыт Закавказской железной дороги, где выросли многие работники Тбилисского метрополитена.

Огромную помощь в подготовке кадров ведущих профессий оказали работники Ленинградского, Киевского и особенно Московского метрополитенов, щедро делившиеся с тбилисцами своим опытом.

Особенно широкой и многообразной была эта братская помощь в дни, когда на участках Тбилисского метро наступил предпусковой период. В эти дни Тбилиси становился по-настоящему родным домом для представителей многих городов страны — отделочников, путейцев, монтажников.

Москвичи с большим мастерством выполняли отделочные и монтажные работы, блистали своим искусством и умением обращаться с разнообразным облицовочным материалом из грузинского мрамора и гранита, смонтировали первые эскалаторы Тбилисского метрополитена на станции Марджанишвили. Отлично потрудились ленинградцы на монтаже эскалаторов станций Октябрьская и Вокзальная, понизительных подстанций, контактной сети. Киевляне, славящиеся своей сварочной техникой, сконструировали специальный агрегат, который дал возможность сваривать стыки рельсов непосредственно в тоннелях.

В сооружении Тбилисского метрополитена участвовали сотни предприятий страны. Москва посылала подвижной состав, электрочасовые станции, вентиляторы, светильники, пульты-табло, щиты питания и многое другое.

Ленинград изготавливал эскалаторы, масляные выключатели, коммутаторы АТС; Киев — дроссель-трансформаторы, привода автостопов; Харьков — распределительные щиты, станции связи. Из Новой Каховки везли двигатели, из Медногорска — магнитные пускатели, Краснодар поставлял силовые распределительные шкафы; Рига — светильники, реакторы; Запорожье — выпрямительные агрегаты, теплообменники; анодные выключатели. Нижнеднепровск снабжал светофорами, кабельными муфтами; Гомель — релейными и силовыми шкафами, стрелочными гарнитурами. Из Свердловска везли трансформаторы, из Чебоксар — контакторы, реле, магнитные станции. Тирасполь давал светильники, Камышин — изоляторы и т. д.

В свою очередь Грузия поставляла и поставляет мрамор для отделки станций всех отечественных метрополитенов.

Более чем за 20 лет своего существования метрополитен г. Тбилиси стал сложным транспортным сооружением с двумя самостоятельными линиями Дидубе — Самгорской и Сабурталинской с пересадочным узлом на станции Вокзальная.

Общая протяженность трасс в двухпутном исчислении достигла 22,9 км, количество станций — 19. Доля метрополитена в общегородских пассажирских перевозках постоянно возрастает с 7% в 1966 г. До 35% в 1986 г.

В первый год эксплуатации было перевезено 21,5 млн. пассажиров, а в 1986 г. — более 163 млн. пассажиров.

Метрополитен прочно вошел в повседневную жизнь города, без подземных магистралей ныне трудно представить жизнь миллионной столицы южной республики.