1935 год

Арктика в Москве

В октябре строительство метрополитена посетил секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Косарев. Он обошел всю трассу, был в кессонах, интересовался каждой мелочью строительства. Беседуя с комсомольцами, он расспрашивал их об условиях работы, о быте и развлечениях. Он все время подчеркивал:

— Для комсомола метро является не просто очередной стройкой, а подлинной школой культурно-политического и трудового воспитаний.

И комсомольцы с большим рвением продолжали освоение новой техники, новых методов работы и успешно овладевали ими. Каждый день приносил комсомольцам новые производственные победы.

Подходный тоннель к станции «Библиотека Ленина»

Одной из таких побед был «арктический» поход комсомольцев метро.

Но прежде чем перейти к этому походу, надо еще раз сказать о том исключительном внимании, которое уделяли Метрострою Центральный комитет ленинского комсомола и его секретарь тов. Косарев.

Вскоре после посещения тов. Косаревым Метростроя в ЦК ВЛКСМ были поставлены отчетные доклады комитетов ВЛКСМ шахт № 18 и 21. Бюро Центрального комитета в своем постановлении отметило успехи комсомольцев метро:

«ЦК ВЛКСМ отмечает, что комсомольцы Метростроя, мобилизованные с передовых предприятий Москвы на строительство метрополитена, сумели в сравнительно короткий срок освоить сложную технику метростроения и показать многочисленные примеры ударной работы, в особенности на труднейших и решающих участках строительства (проходка плывунов кессоном, щитами, бетонные работы, сооружение рубашки, мраморные работы, третий рельс и т. п.)».

Но, отмечая все эти успехи, Центральный комитет указал комсомольцам и на целый ряд недостатков, в том числе и на невнимание комсомольских организаций Метростроя к культурно-бытовым запросам молодежи. Центральный комитет обязал все комсомольские организации метро бороться за улучшение качества работ, за своевременное окончание строительства, за подготовку кадров для эксплоатации метрополитена. Центральный комитет обязал также Московский комитет комсомола добиться организации для молодежи и рабочих Метростроя клуба, стадиона, библиотеки и школ среднего образования…

Когда секретарь парткома сказал комсомольцам шахты № 38-40, что их перебрасывают для работы в московскую Арктику, ребята посмеялись.

Морозов говорил совершенно серьезно. Двести комсомольцев должны были пройти плывуны и построить наклонные ходы для будущих эскалаторов. Эту проходку предполагалось вести под искусственным замораживанием при двадцатипятиградусном холоде.

Комсомольцам предстоял «арктический» поход…

Походу предшествовала длительная подготовка. Еще в начале 1934 года комсомолец-инженер Дорман рассказывал о предстоящих работах. Многие тогда смеялись:

— Выпустили мальчишку! Что он может сделать?

Дормана поддержали партийная и комсомольская организации. Предложенный им план был утвержден.

Чтобы заморозить плывуны, нужны замораживающие станции. Эти станции были смонтированы за полтора месяца. У мощных компрессоров стали комсомольцы. Бывшие проходчики и бетонщики быстро овладели сложной техникой мощных машин.

Можно было приступать к замораживанию. Комсомольцы начали бурить наклонные скважины. Через эти скважины будет нагнетаться замораживающий раствор. Скважин надо сделать 96. Длина каждой около 50 метров. В условиях московской геологии это было очень трудной задачей.

Трудности сказались сразу. Производительность была низка. Снова пошли разговоры о неосуществимости проекта. Инженеру Дорману пришлось выслушать немало горьких слов.

С работы ушел прораб Беркович. Уходя, он сказал:

— Я вернусь, когда вы, Дорман, будете на скамье подсудимых.

Дорман не сдавался. Он созвал комсомольцев, еще раз рассказал о своем способе. Из комсомольцев создали три бригады. Бурение продолжалось. Но бурили медленно — скважину в 50 метров пробивали чуть ли не месяц. Бурили вручную — механизировать работу не удалось. Тогда комсомольская бригада Скибы решила применить зажимные домкраты. Сразу повысилась производительность. Скважину прошли за восемь дней. Комсомольские бригады развернули сменно-встречный. Бурение пошло еще быстрее. Спустя полгода плывуны были заморожены.

Так началась борьба за наклонные ходы.

Проходка наклонных тоннелей началась с августа. А к 15 ноября уже надо было закончить наклонный ход, т. е. пройти наклонный тоннель, закрепить его чугунными кольцами тюбингов и прорыть 12 сорокаметровых колодцев для подземных вестибюлей.

Поезд подходит к станции

Так решил Московский комитет партии.

Выполнять решение Московского комитета должны были 200 комсомольцев шахты № 38-40.

Инженер Трупак сомневался в силах ребят, он говорил:

— Вы с плывунами не справитесь. Это не сухие пески Арбата. На эту работу надо ставить старых горняков.

Но комсомольцев трудности не испугали. Уже через пять дней комсомольская бригада Денисова прошла метр в сутки.

Трупак увидел, что комсомольцы работать могут.

Восемнадцатого сентября на шахте случилась авария. Плохо промороженная в одном месте стенка не выдержала напора воды. Комсомольцы целые сутки не вылезали из шахты. По пояс в ледяной воде они работали, затыкая лоб забоя песком и цементом. Нельзя было уйти ни на минуту. Вода хлестала не переставая. Могли обвалиться с таким трудом пройденные 12 метров наклона

Аварию ликвидировали.

От сердца тоннеля оставалось все меньше и меньше. Пора укладывать тюбинги. Как их класть — комсомольцы не знали. Начали учиться укладке на опытном участке. А 23 сентября на шахте № 1 уже уложили первый тюб в наклонном ходе станции «Красноворотская».

Комитет комсомола наклонных ходов перебросил на укладку тюбингов 55 комсомольцев. Это была половина всего числа рабочих-тюбистов. Укладка идет очень медленно — четыре сегмента в смену при плане в восемь с половиной. Плану грозит срыв. Так дальше работать нельзя. Комсомольцы проверяют самих себя, изучают расстановку людей в каждой бригаде, изучают каждого человека.

В бригаде Бариля плохо работал комсомолец Ершов. Когда на него насели, он сказал:

— Вы тюбинги укладываете, а я у вас подсобный. Разве я хуже вас?

Оказалось, что Ершова интересует укладка тюбингов, а его к ним не пускали. Ершова перебросили на тюбинг. Из лодыря, каким его считали, Ершов стал примерным тюбистом. Он заботился о всякой мелочи, об инструменте. Его уже не надо подтягивать — сам подтягивает других.

Хорошо работает и звено Ботиева. Весь инструмент — ключи, кувалды, жимки,-весь материал всегда во-время подготовлены, никогда из-за этого нет задержки. Понемногу ребята подтягиваются, с каждым днем работают лучше и лучше.

А 21 октября бригада Сизпкова впервые укладывает девять сегментов.

Ускорению укладки помог начальник второй наклонной шахты Дорман. Он изобрел для укладки тюбов специальную направляющую раму. При помощи этой рамы стали работать еще быстрей.

На наклонные ходы приехал Лазарь Моисеевич Каганович. Начальник 2-й шахты Дорман доложил ему о ходе работ, Лазарь Моисеевич подробно расспросил обо всем, потом пошел в ребятам. Он их спрашивал о работе, о механизмах, а в заключение сказал:

— Надо дать два кольца в сутки. Пора!

Ему ответили аплодисментами.

Лазарь Моисеевич все видит, ничего от него не скроешь. Он видел то, чего не заметили ни Дорман, ни бригадир Бариль, ни рабочие. Средний из трех тросов, на котором спускается сегмент, — развязан.

Лазарь Моисеевич указал Дорману на развязанный трос:

— Неужели так полагается?

Дорман покраснел, смутился, смутились и рабочие. Трос завязали, катастрофа была предупреждена.

Посещение Лазаря Моисеевича вдохнуло в ребят новую энергию. Ведь тов. Каганович не только сказал «дать два кольца в сутки», но и указал, как этого добиться. Он говорил о зарплате, о работе звеньев, о правильной расстановке сил.

И бригада Бариля, уложившая накануне посещения Лазаря Моисеевича только три сегмента, уже на следующий день дала вдвое больше.

Впереди снова бригада Паши Сизикова: она укладывает 10-11 сегментов в смену. Но Паша помнит, что сказал тов. Сталин о соревновании. Его бригада впереди, но надо ведь помогать отстающим. Сменившись, он со своей бригадой идет «вытягивать» бригаду Липатова. Вскоре и липатовцы начинают укладывать 8 сегментов в смену. Отстает бригада Медвецкого. В нее вливают комсомольцев с проходки. Во главе бригады ставят комсомольца Петрова.

Петров сразу же берется за дело. Лодыря Савинцева из бригады выбрасывают. Вводят жесткую дисциплину. И бригада, которая недавно плелась в хвосте, уже кладет девять сегментов.

При укладке тридцать шестого кольца произошла задержка — отстали проходчики. Известняк, который они разрабатывали, оказался очень упорным.

Комсомольцы проходки начали борьбу за каждый кубометр грунта. Был принят лозунг: «150 вагонеток в смену».

150 вагонеток дались не сразу. Мешало многое — простои, плохие пути. Были и лодыри среди самих комсомольцев.

Пути исправили, лодырей выгнали. Простои вагонеток прекратились. Задача — 150 вагонеток в смену — была решена.

Наконец наступил долгожданный момент сбойки с шахтой № 18. Наклонный ход был закончен. Последние тюбинги уже лежали на своих местах. Началась укладка бетонного фундамента.

Комсомольская бригада Владовского после сбойки осталась на бетоне. Надо было уложить 500 кубометров и сделать это очень быстро. Эскалаторы для наклонных ходов уже были в пути…

Больной Владовский ночью пришел в шахту. Собрав своих ребят, он им сказал:

— На последнем этапе строительства срамиться нам нельзя. Надо дать 200 кубометров в 48 часов.

Бригада согласна с Владовским. Двое суток комсомольцы не выходили из наклонного хода, но 200 кубометров дали.

Наклонный ход готов. Эскалаторщики начали монтировать движущиеся лестницы. Проходчики, бетонщики и тюбисты наклонных перешли на монтаж. И здесь на совершенно новой, незнакомой работе комсомольцы себя показали. Вместо восьми дней по плану каркасы были установлены в два дня. На установку ступени давали полторы минуты. Бригада Пушкина ставила ступень в 47 секунд. 1 065 ступеней «Кировской» станции были установлены в течение двух суток.

Эскалаторы были готовы, готовы были и наклонные ходы. А спустя несколько дней задвигались чудесные лестницы. Комсомольцы еще раз показали непревзойденный комсомольский «класс» работ. Этому «классу» их учила партия. Это был сталинский стиль работы.