1988 год

Искусство искусственного мира

Мир был естественный — мир стал искусственным. С началом XX века связывается начало научно-технической революции. До этого времени человечество жило на поверхности Земли, в натуральных условиях и использовало натуральный продукт. «Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу…» Если условия жизни до XХ века можно назвать первичными, исходя из представления об употреблении в основном не переработанного продукта, то с началом XX века и НТР становится нормой употребление сложного, переработанного и вновь созданного продукта.

Появляются 10-15-миллионные города, люди плавают над и под водой, летают в самолетах, ракетах, мчатся в автомобилях и поездах, селятся в многоэтажных зданиях, занимаются трудом с опосредованным результатом.

Хочется условия жизни в новых обстоятельствах назвать искусственными.

Искусственный продукт — вторичным. Продукция, выполняемая техническими средствами, да и сами эти средства, несут в себе новую природу — искусственную природу; новую эстетику, отличную и противоположную эстетике продуктов ручного труда — эстетику искусственного мира.

Джаз, абстрактная живопись, гиганты-города, небоскребы, аэродромы, заводы, кино, фотография, телевидение и т. д. — это искусство искусственного мира.

Этого природа не ждала. К этому она не готовилась. В 1910 году поэт и художник Давид Бурлюк писал, что современная живопись — это дисконструкция, дисгармония, диссимметрия.

Когда я говорю: «искусственный мир» — это не научное определение.

Это художественный образ. Я убежден — МЕТРО имеет свою художественную субстанцию, эта субстанция даст нам первичный образ — ни на что не похожий, не имеющий аналогий, лишенный всяческих ЛИТЕРАТУРНЫХ и АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ реминисценций, несущий в себе свою САМОБЫТНОСТЬ и САМОЦЕННОСТЬ.

Метро должно обрести свое самосознание как часть искусственного мира.

Наша задача — создать тип МЕТРО. В чем заключаются основы типологии метро?

А.
1.Здесь первопричина — скорость, создаваемая искусственными средствами.

2.Отсюда архитектура, которую некогда рассматривать. Необходимо не разнообразие станций, но опознавательность станций.

3.Это в высшей степени демократическое сооружение — для очень большого количества людей, людей движущихся, то есть: анти-колонный зал, анти-тронный зал. Динамическая архитектура вместо статической. Характеристика пространства — линейная непрерывность. А нас заставляют делать великосветский салон на 10-15 человек, этакую раму для красивых женщин из мрамора и хрусталя.

Б. у конструкций метро /в принципе/ нет верха, нет низа. Нет опор. Метро плавает. Оно образуется выбиранием пространства, а не наземным выгораживанием. Имеет аналогию с подводным пространством. В нем нет ренессансной тектоники сжатых конструкций. Есть рубашка облицовки, подвешенная на тело стальной конструкции.

В. Выразительность архитектуры метро складывается:

а/ через пластику пространства, где Х — ось тоннеля, где У — ширина и Z — высота.

 б/ через пластику Земли и через пластику конструкций с односторонним их обозрением и восприятием.

в/ через пластику света, через найденность архитектурных форм, органично включающих и несущих систему светоустройств.

Г. Надо добавить, что современное искусство проповедует и несет собою «делание», движение, активность, а не пассивное визуальное «наслаждение». «Наслаждаться», смотря или слушая — некогда. «Удовольствие» в созидании, не в наблюдении. Искусство метро — это не проповедь визуального наслаждения, это организация массового действа, где станция — СЦЕНА, персопассажиры — АКТЕРЫ. Они количеством и движением создают смысл и красоту этого действа. Не препятствуй ему, не противоречь пассажиру. Помогай ему.