Дни Олимпиады-80

Подготовку к Олимпиаде столичные метрополитеновцы начали в 1977 году после известия о том, что решением Международного олимпийского комитета XXII летние Олимпийские итры 1980 года будут проведены в Москве. Впервые такой значительный международный спортивный форум собирался в столице социалистического государства.

Коллектив Московского метрополитена, понимая исключительную важность этого события, с особой ответственностью готовился к выдающемуся спортивному празднику.

Для более оперативного решения вопросов, связанных с транспортным обслуживанием Олимпиады-80, метрополитен установил и поддерживал прямые связи с Олимпийским комитетом СССР, Главным архитектурно-планировочным управлением и НИИ генплана города Москвы, Управлением городского пассажирского транспорта столицы и другими организациями, причастными к подготовке и проведению Олимпиады-80. От этих организаций были получены исходные данные о количестве участников и гостей, предварительный календарь игр и место их проведения, расположение и вместимость спортивных сооружений, гостиниц, комплекса Олимпийской деревни и другие материалы, которые позволили оценить максимально ожидаемые пассажиропотоки метрополитена.

Для своевременной и всесторонней подготовки многочисленного хозяйства метрополитена к Олимпиаде-80 был разработан комплексный план мероприятий.

За два года (с 1977 по 1979 г.) коллективы служб, электродепо и заводов проделали большой объем работы по очистке облицовки и покраске фасадов зданий, эскалаторных сходов, кассовых залов, замене плиточной облицовки, обновлению асфальтовых покрытий, совершенствованию подвижного состава. Продолжались они— вплоть до открытия Олимпиады. В результате многие станции как бы «помолодели». Например, станция «Спортивная» полностью обновилась за счет керамической отделки стен. А это ни много ни мало 2 тыс. м2.

Одна из самых трудоемких и сложных задач, которую успешно решили работники метро,— обновление системы информации пассажиров. Большое значение было придано новой визуальной информации с помощью знаков-символов, позволявших преодолеть языковые барьеры. Эти символы разработаны с учетом опыта зарубежных метрополитенов и согласованы с Госстандартом СССР. Символы указывали также на маршруты городского транспорта, проходящие рядом с метро.

Световые символы представляют собой штампованные из светотехнического оргстекла коробки с окантовкой из алюминиевой профилированной полосы. На плоских сторонах коробки краской было нанесено соответствующее изображение. Изнутри оно подсвечивалось люминесцентной лампой.

К середине марта 1980 года на станциях было установлено более 500 символов. Некоторые символы разместили в пассажирских салонах вагонов, где имелись также цветные схемы линий метрополитена и развернутые схемы данной линии, по которой обращались составы.

Кроме того, на всех линиях ввели поездную радиоинформацию на двух языках (русском и английском).

Помимо видовой информации была создана справочная служба. На станции «Площадь Революции» — центральная справочная, на остальных станциях — посты информации, где к услугам пассажиров представлена была схема метрополитена с названиями станций, написанными латинскими буквами, правила пользования метрополитеном на русском и английском языках, справочный телефон. Набрав номер 21, пассажир получал ответ на русском языке, 22 — на английском, 23 — на французском, 24 — на немецком, 25 — на испанском. Установлено более 100 справочных телефонов.

Новаторы метрополитена разработали новую электронную схему линий, которая предназначалась для указания рационального маршрута следования пассажира, а также средней продолжительности поездки от станции, где установлена схема, до любой станции метро.

Во время Олимпиады число пассажиров возросло, особенно на Кировско-Фрунзенской линии, ведущей на главный олимпийский стадион в Лужниках. Какие же меры были приняты для увеличения ее пропускной способности? Прежде всего усилия направили по переводу эскалаторов на повышенную скорость с 0,75 м/с до 0,94 м/с.

Для увеличения провозной способности с 1978 года в эксплуатацию ввели вагоны новой модификации. Они имели более современный и элегантный внешний вид. Комфорт был создан как для машиниста, так и для пассажиров. Люминесцентное освещение, удобные сиденья. Отсутствие кабин в середине состава увеличило вместимость вагонов. До начала Олимпийских игр Московский метрополитен получил от заводов промышленности свыше 200 таких вагонов.

Большую работу метрополитеновцы проделали по улучшению рельсового пути: заменено более 115 км рельсов, свыше 20 тыс. различных шпал и модернизировано более 35 тыс. узлов контактного рельса. Это позволило содержать путь в отличном состоянии и обеспечило бесперебойное движение поездов в дни Олимпиады.

Почти 70 станций оборудовали электронными часами. Завершили работы по оборудованию более 100 станций устройствами автоматического контроля.

Все вопросы подготовки метрополитена к Олимпиаде-80 находились в центре внимания парткома и руководства. Выполнение комплексного плана регулярно рассматривалось постоянно действующей комиссией. Она заслушивала отчеты начальников служб и хозяйственных подразделений и принимала оперативные меры в случаях задержки нормального хода работ.

За успешное и качественное выполнение пассажирских перевозок в дни Олимпийских игр коллективу Московского метрополитена был вручен Памятный вымпел Оргкомитета Олимпиады-80. Многие работники были награждены орденами и медалями Советского Союза, Почетными знаками и грамотами Оргкомитета Олимпиады-80.

Коллективы служб движения, сигнализации и связи, электромеханической, тоннельных сооружений и электродепо «Северное» и «Красная Пресня» отмечены благодарственными письмами Оргкомитета.